КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОЯРСКАЯ ШКОЛА №2» ФИЛИАЛ «БОЛЬШЕМУРТИНСКАЯ ШКОЛА»

 


Физическое воспитание является неотъемлемой частью всей систе­мы учебно-воспитательной работы школы для детей с нарушениями интеллекта. Оно разрешает образовательные, воспитательные, коррекционно-компенсаторные и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умствен­ным, нравственным, эстетическим воспитанием и профессионально - трудовым обучением, занимает одно из важнейших мест в подготов­ке учащихся с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни и производительному труду. Воспитывает личностные качества, способ­ствует социальной интеграции детей с проблемами в развитии в об­щество.
 

Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта явля­ется наличие у них разнообразных дефектов психического и физичес­кого развития, обусловленных органическим поражением централь­ной нервной системы различной этиологии. Снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению познотонических рефлексов, что затрудняет выполнение движений учащи­мися, приводит к неравномерному распределению силы мышц, со­здает скованность в движениях и статических позах. У многих учащихся имеются нарушения сердечно-сосудистой, ды­хательной, вегетативной и эндокринной системы. Наблюдается сла­бость миокарда, аритмия; дыхание нарушено по частоте, глубине, ритму; отсутствует согласованность дыхательного акта с двигательной нагрузкой. У них замечено отставание в росте, весе от возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке. Нередко у этих детей встречаются стертые двигательные нарушения, которые скомпенсировались к школьному возрасту и стали практически незаметны в бытовых условиях, но проявляются при значитель­ной физической нагрузке и в усложненных двигательных заданиях. Эти нарушения могут создавать значительные трудности при овладе­нии программным материалом.

Двигательная недостаточность учащихся особенно возрастает при выполнении сложных движений, где требуется точное дозирование мышечных усилий, перекрестная координация движений, простран­ственно-временная организация моторного акта, словесная регуляция движений. Надо отметить, что среди учащихся вспомогательных школ имеются дети с хорошо развитой моторикой, что обусловливает необходимость строго дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. В осуществлении обучения и воспитания школьников на уроках физкультуры особые трудности создает качественное своеобразие ос­новного дефекта, учет которого необходим на каждом уроке и во вне­классной работе. Учитель физкультуры может решить стоящие перед ним задачи толь­ко в том случае, когда он будет вести занятия со строгим учетом структуры дефекта каждого ученика, со знанием всех его возможнос­тей и недостатков. Учитель должен хорошо знать все данные врачеб­ных осмотров, вести работу в контакте с врачом школы, знать состо­яние здоровья учащихся на каждом уроке. Особо следует учитывать особенности детей эпилептическими при­падками, с травматическим слабоумием.
Эти дети нуждаются в осо­бом охранительном режиме, они не могут выполнять упражнений, тре­бующих больших физических усилий или ведущих к чрезмерному воз­буждению нервной системы.
 
Конкретными задачами физического воспитания в школе для де­тей с нарушениями интеллекта являются: 
  • укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
  • формирование и совершенствование двигательных умений и на­выков; 
  • развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и т.д.);
  • коррекция и компенсация нарушений физического развития и психомоторики;
  • формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
  • поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
  • формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;
  • воспитание достаточно устойчивого интереса к занятиям физичес­ким упражнениями;
  • воспитание нравственных, морально-волевых качеств, настойчи­вости, смелости, навыков культурного поведения.
  • содействие военно-патриотической подготовке.
Материал программы состоит из следующих разделов: гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, игры. Такое планирование позволит правильно использовать все виды уп­ражнений с учетом мест занятий, а также сформировать основы изу­чаемых двигательных умений и навыков.
 
В раздел "Гимнастика" включены специально подобранные физи­ческие упражнения, которые позволяют воздействовать на различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы и системы, корригировать недостатки развития. На занятиях учащиеся должны овладеть доступными им навыками в простейших видах построений. Построения и перестроения труд­ны для данной категории детей, потому что они быстро забывают части зала, место в строю, направление движений, теряются при но­вом построении и т.д. Несмотря на трудность усвоения данных упражнений, они должны быть обязательным элементом на каждом уроке. Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на определенные ослабленные группы мышц. Наряду с упражне­ниями в исходных положениях сидя и стоя даются упражнения в ис­ходных положения лежа для разгрузки позвоночника и для более избирательного воздействия на мышцы туловища. Эти упражнения оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Они помогают учащим­ся овладевать своими движениями, выполнять их с заданной ампли­тудой, в соответствующем направлении, темпе, ритме. Физическая на­грузка регулируется учителем соответствующим подбором упражне­ний, изменением исходных положений, числом повторений, интен­сивностью и последовательностью их выполнения.
В отличие от программы общеобразовательной-массовой школы в самостоятельные раздел выносятся общеразвивающие и корригирующие упражнения, дыхательные упражнения, так как они способствуют коррекции нарушения дыхания. Обучение правильному дыханию в покое и при выполнении физи­ческих упражнений помогает также более эффективной работе лого­педа при постановке звуков, а на уроках труда - правильному соче­танию дыхания с выполнением трудовых приемов.
Упражнения для укрепления мышц кистей и пальцев рук способствуют успешному овладению письмом. Специальные упражнения для формирования и коррекции осанки помогают правильно держать свое тело сидя, стоя, при ходьбе и беге. В связи с затруднениями в простанственно-временной дифференцировке и значительными нарушениями точности движений умствен­ной отсталых детей в программу включены также упражнения, на­правленные на коррекцию и развитие этих способностей, и упраж­нения с предметами (гимнастические палки, флажки, малые и боль­шие обручи и скакалки). На занятиях гимнастикой умственно отсталые дети должны овла­деть навыками лазания и перелазания. Упражнения в лазаний и перелазании - эффективное средство для развития силы и ловкости, совершенствования координационных спо­собностей школьников. Упражнения в равновесии способствуют развитию вестибулярного аппарата, помогают развитию координации движений, ориентировке в пространстве, корригируют недостатки психической деятельности (страх, завышенная самооценка, боязнь высоты, неадекватность по­ведения в сложных двигательных ситуациях и т.д.). Упражнения в поднимании и переноске грузов имеют непосред­ственно прикладной характер. Их можно включить в урок с целью обучения детей навыкам подхода к предмету с нужной стороны, пра­вильному захвату его для переноски, умению нести, точно и мягко опускать предмет. Такими предметами могут служить мячи, булавы, гимнастические палки, обручи, скамейки, маты, "козел", "конь" и т.д.
 
Раздел "Легкая атлетика" включает ходьбу, бег, прыжки и метания. Занятия легкой атлетикой помогают преподавателю обучать школь­ников таким жизненно важным двигательным навыкам, как ходьба, бег, прыжки и метания. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у де­тей быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости, а также ис­пользования в занятиях специальных подводящих упражнений. Упражнения в ходьбе и беге должны шире использоваться на уро­ках физкультуры не только в коррекционных, но и в оздоровитель­но-лечебных целях. Большое место в данном разделе уделено метанию. При выполне­нии этих упражнений у детей развиваются умение и ловкость дей­ствий с мелкими предметами, глазомер, меткость. Школьники учат­ся правильному захвату мяча (равномерно и с достаточной силой) и умению технически правильно выполнять бросок, распределяя внима­ние на захват мяча, на соизмерение полета мяча с ориентиром.
 
Лыжная подготовка в условиях коррекционной школы проводится как обязательные занятия с 1 класса сдвоенными уроками при тем­пературе до -15 градусов и до -10 градусов с несильным ветром с раз­решения врача школы. Овладение умениями и навыками лыжной подготовки преследует, кроме того, цели прикладного характера. При проведении уроков лыжной подготовки особое внимание дол­жно быть уделено соблюдению техники безопасности и охране здо­ровья школьников. (Выбор места занятий, форма одежды, обувь, передвижение к месту занятий, двигательная нагрузка, разрешение врача). С учетом каждого региона вместо лыжной подготовки могут про­водиться занятия на открытом воздухе, катание на коньках.
 
Одним из важнейших разделов программы является раздел "Игры", куда включены подвижные и спортивные игры. В программу включены подвижные игры, направленные на разви­тие двигательных навыков и физических качеств детей, а также на развитие внимания, памяти, инициативы, выдержки, последователь­ности движений, восприятие, пространственных и временных ориен­тиров. В каждый раздел включены упражнения для развития двигательных способностей школьников. Для правильного развития этих способно­стей необходимо учитывать следующие моменты. Наибольшее внимание развитию выносливости у учащихся следу­ет уделять в 3-6 классах. В 1-4 классах следует больше развивать координационные способ­ности и гибкость. Выносливость развивается путем применения специальных упраж­нений, воздействие которых по степени нагрузки несколько больше того, к которому организм умственно отсталого ученика уже адапти­ровался. Упражнения необходимо выполнять со средней интенсивностью, в перерывах между повторениями включать упражнения на восстанов­ление дыхания и внимание. Для осуществления индивидуального и дифференцированного под­хода при воспитании двигательных способностей целесообразно класс делить на группы с учетом двигательных и интеллектуальных возмож­ностей учащихся. Общие сведения теоретического характера даются во время уроков. Они содержат краткие данные по технике изучаемых упражнений, о правилах судейства, требованиях к спортивной форме, инвентарю, подготовке мест занятий. Обязательным в программе является перечень знаний, умений и на­выков, которым должны овладеть учащиеся на уроках физической культуры. Школьники узнают о значении самоконтроля, о влиянии физичес­ких упражнений на организм человека, об основах спортивной тех­ники изучаемых упражнений. Во вспомогательной школе основной формой занятий по физичес­кой культуре является урок, состоящий из четырех основных частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной. Все части логически взаимосвязаны. На уроках физической культуры у учащихся формируются навыки правильного поведения и гигиенические навыки (подчиняться пра­вилам игр и соревнований, иметь опрятный внешний вид и соответ­ствующую спортивную форму).

Целесообразно применять специальные педагогические приемы, направленные на коррекцию умственной отсталости учеников. К таким приемам относятся: самоанализ выполнения движений и анализ вы­полнения движений товарищами, выполнение упражнений и исход­ных положений, расширение словаря, запоминание комбинаций упражнений, различных движений по темпу, объему, усилию, ритму. Обязательным для учителя становится контроль за физическим раз­витием и физической подготовленностью учащихся, который позво­лит выявить динамику развития умственно отсталых учащихся с мо­мента поступления в школу до ее окончания. Для этих целей на каж­дого ученика школы, начиная с первого класса, заводится паспорт здоровья. Контрольные нормативы принимают дважды в год - в сентябре и мае на уроках физкультуры. К сдаче нормативов учащихся должен до­пустить врач школы. Учителя физкультуры при дозировании физических упражнений должны быть предельно внимательны к учащимся с текущими состо­яниями и различными заболеваниями (эпилепсия, шизофрения, энурез, гидроцефалия, врожденные пороки сердца и т.д.)
 
У учителя физкультуры должна быть следующая документация: про­грамма, годовой план-график прохождения учебного материала, тематический план на четверть, поурочные планы-конспекты. Исключительно важное значение имеет внеклассная и внешкольная работа по физическому воспитанию. Она должна строиться с учетом задач программы по физкультуре, включать различные соревнования между классами, школами по доступным для учащихся с нарушени­ями интеллекта видам физической культуры. Особое значение в этом плане в последние годы приобрела Меж­дународная программа Специальная Олимпиада, в которой принима­ют участие на школьном уровне все учащиеся. Программа предусмат­ривает как тренировки, так и соревнования по различным видам спорта.