КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОЯРСКАЯ ШКОЛА №2» ФИЛИАЛ «БОЛЬШЕМУРТИНСКАЯ ШКОЛА»

 

Воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении должен осуществляться в двух взаимосвязанных аспектах:

развитие личности ребёнка;

коррекция, исправление негативных последствий прежней жизни.

При этом необходимо добиться главного результата – разностороннего развития детей. В целях разностороннего развития воспитанников разработана и успешно реализуется система воспитательной работы, основу которой составляет представленная программа.

Цель программы: создание условий для полноценного развития детей: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного, жизненного и профессионального самоопределения, формирование гражданской позиции, позволяющей каждому воспитаннику строить собственную жизнь, семью, быть востребованным обществом и государством.

Задачи:

- укреплять здоровье, формировать здоровый образ жизни и экологическую культуру воспитанников, воспитывать волевые качества;

- формировать нравственно-эстетические понятия, как основу успешной социализации в обществе;

- формировать элементы гражданско-патриотического сознания, основные понятия правовых отношений;

- осуществлять профориентацию воспитанников, трудовое воспитание, формировать основные экологические представления;

- формировать основные способы мыслительной деятельности;

- содействовать творческому развитию личности воспитанников, их социальной

активности, потребности в самореализации;

- совершенствовать методическое мастерство педагогов, способных компетентно и с полной отдачей заниматься осуществлением воспитательной деятельности и эффективно решать вопросы воспитания детей.

Структура программы: содержание воспитательной деятельности структурно по направлениям развития личности. Программа предусматривает различные формы организации деятельности воспитанников в период пребывания в школе- интернате:

  • Занятия как специально организованная форма обучения (час развития, занятия детей с воспитателем с учётом возрастной периодизации согласно социальной схеме: средний школьный возраст – 11-13 лет, подростковый возраст, старший школьный возраст – 14-16 лет);
  • Занятия детей с психологом и воспитателями;
  • Занятия по внеклассной работе и дополнительному образованию (факультативы);
  • Психолого-методическое сопровождение педагогов;
  • Участие в соуправлении детской организации «МиД».

Содержание программы разработано на основе принципов:

  • гуманистической направленности (отношение воспитание к детям и подросткам, как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегия взаимодействия, основанная на субъект – субъектных отношениях);
  • природосообразительности (воспитание детей сообразно их полу и возрасту, формирование ответственности за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения);
  • культуросообразительности (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях);
  • эффективности социального взаимодействия (расширение сферы общения, формирование социально-бытовых умений и навыков ).

Условия реализации данных принципов является:

  • стимулирование самопознания ребёнком своих положительных черт;
  • формирование нравственных чувств при самооценке своего поведения;
  • постоянное педагогическое внимание к позитивным поступкам;
  • доверие к ребёнку;
  • формирование у ребёнка веры в возможность достижения поставленных задач;
  • оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;
  • учёт интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, пробуждение новых интересов.

В практической педагогической деятельности эти принципы отражаются в следующих правилах:

  • преобладание позитивных оценок в анализе поведения ребёнка;
  • доминирование в общении с ребёнком уважительного отношения к нему;
  • приобщение педагогом ребенка к добру и доброте;
  • защита педагогом интересов ребёнка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем;
  • постоянный поиск педагогом вариантов решения воспитательных задач, которые принесут пользу каждому ребёнку;
  • защита ребёнка как приоритетная задача педагогической деятельности;
  • формирование педагогом в классе, школе, группе и других объединениях учащихся гуманистических отношений, которые не допускают унижения достоинства детей.
  • Принцип социальной адекватности воспитания воспитанников с ограниченными возможностями здоровья требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитание трудного ребёнка.

Реализация этого принципа возможна на основе учета разнообразного влияния социальной среды.

Условиями реализации данного принципа являются:

  • учёт особенностей социального окружения ребёнка при решении воспитательных задач;
  • координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на воспитанников;
  • обеспечение комплекса социально-педагогической помощи детям;
  • учёт разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения, особенности учебного заведения и т.д.);
  • коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе от средств массовых коммуникаций.

В практической деятельности педагога этот принцип отражается в следующих правилах:

  • воспитательный процесс строится с учетом реалий социальных отношений ребёнка;
  • школа не должна ограничиваться воспитанием ребёнка в своих стенах, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;
  • педагог должен корректировать негативное влияние окружающей среды на ребёнка;
  • все участники воспитательного процесса должны взаимодействовать.
  • Принцип индивидуализации воспитания воспитанников с ограниченными возможностями здоровья предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого воспитанника, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытию.

Условиями реализации принципа индивидуализации являются:

  • мониторинг изменений индивидуальных качеств ребёнка;
  • определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребёнка;
  • выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребёнка;
  • учёт индивидуальных качеств ребёнка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;
  • представление возможности воспитанникам самостоятельного выбора способов участия во внеурочной деятельности, а также выбора сферы дополнительного образования.

В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

  • работа с трудными детьми должна ориентироваться на развитие каждого из них;
  • успех воспитательного воздействия при работе с одним воспитанником не должен негативно влиять на воспитание других;
  • выбор воспитательного средства необходимо соотносить только с информацией об индивидуальных качествах;
  • поиск педагогом способов коррекции поведения воспитанника должен вестись только на основе взаимодействия с ним;
  • постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребёнка должно определять совокупность воспитательных средств, используемых воспитателями.
  • Принцип социального закаливания воспитанников с ограниченными возможностями здоровья предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработку определённых способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

Условиями реализации принципа социального закаливания является:

  • включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);
  • диагностирования волевой готовности к системе социальных отношений;
  • стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определение своей позиции и способа, адекватного поведения в различных ситуациях;
  • оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

В педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

  • проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;
  • ребёнок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху – залог успешной жизни в дальнейшем;
  • не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;
  • волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня;
  • нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.

Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к дефекту: фиксируется ли на этом внимание с доброжелательных позиций или с позиций пренебрежительного отношения и т.п.

Воспитание – это процесс, т.е. постоянно меняющееся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребёнка. Необходимо помнить, что по мере взросления, развития ребёнка, коррекции его дефекта и развитие механизмов компенсации его позиция как объекта меняется.

Считается, что успешность образования и воспитания детей с ОВЗ достигается совокупностью специальных педагогических методов и приёмов, являющихся условием для повышения успешности обучения детей.

Основные направления создания образовательной среды:

- создание системы позитивно действующих факторов: оформление школы, участка школы, спален, туалетных комнат, столовой, игровых и пр.; включение и приобщение воспитанников к этой деятельности; создание детской организации соуправления, постоянно освещающей успехи каждого и группы в целом, фотоотчеты.

- разработка разновариантных моделей воспитательных занятий, бесед, экскурсий и создание из них научно-методической базы, которой мог бы пользоваться любой воспитатель;

- организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития информирование механизмов компенсации (игротерапия, оригами, арттерапия, психодрама, куклотерапия, эвритмия (зримая речь))

Ребёнок как личность будет эффективно развиваться лишь при условии учёта его возрастных интересов. Именно поэтому воспитательный процесс строится на двух моментах: мотивы и ведущие виды деятельности.

Для среднего и старшего возраста основными являются:

Мотивы:

  • потребность занять своё место в коллективе, в мире взрослых;
  • утвердить в компании сверстников;
  • организация на оценки, суждения сверстников (а не взрослого);
  • потребности личностной самооценки: стремление к взрослости, самостоятельности, к самоутверждению;
  • стремление выйти за рамки школы и приобщится к жизни и деятельности взрослых.

Ведущие виды деятельности:

  • учебная деятельность (не скучная и однообразная, а живая, нацеленная на потребность и нужды подростка, значимая для него);
  • разнообразные формы общения со сверстниками, компанией друзей «кодекс товарищества», доминирующий мотив поведения подростка;
  • интимно – личное общение (быть друг с другом, с друзьями; уметь получить от этого удовольствие, быть значимым в чьих-то глазах);
  • учебно-профессиональная деятельность (помощь подростку в его профессиональном самоопределении).

Направление воспитательной работы:

Средние классы (11-13 лет)

Личностное развитие, основы социализации и общества:

- становление личной позиции: «Я сам», «Я и другие»;

- развитие общей психологической компетентности: умение оказывать сочувствие, поддержку, принимать помощь другого.

Охрана здоровья и физического развития:

- пропаганда здорового образа жизни;

- тренировка силы воли, физическое совершенствование;

- основы полового воспитания.

Основы жизнеобеспечения:

- ориентировка воспитанников в различных жизненных ситуациях;

- развитие алгоритма решения житейских проблем.

Трудовое воспитание:

- отработка трудовых навыков по уходу за собой и своим жилищем;

- охрана природы.

Основы гражданского самосознания:

- знакомство с истоками национальной культуры;

- основы правового просвещения;

- основы экономической грамотности.

Творческое развитие:

- развитие самостоятельного творческого мышления;

- игротерапия, как основа моделирования.

Старшие классы (14-16 лет).

Личностное развитие:

- построение временной перспективы будущего, перспектив личности;

- развитие представлений об общечеловеческих ценностях личного счастья: любви, здоровья, семьи…

Охрана здоровья и физическое развитие:

- система профилактических умений по охране здоровья и здорового образа жизни;

- воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Основы профессионального самоопределения и трудовое воспитание:

- профессиональное самоопределение – развитие способности конструировать возможные варианты будущего;

- трудовое воспитание;

- жизнеобеспечение.

Основы гражданского самосознания:

- основы правового воспитания;

- основы экономического просвещения;

- знакомство с истоками национальной культуры.

Эстетическое воспитание:

- воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, живописи.

 

 

Программа воспитательной работы