КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОЯРСКАЯ ШКОЛА №2» ФИЛИАЛ «БОЛЬШЕМУРТИНСКАЯ ШКОЛА»

 


Психологическая поддержка - это процесс укрепления самооценки ребенка взрослым, который помогает ребенку поверить в себя и свои способности, избежать ошибок, поддерживает ребенка при неудачах.
Чтобы поддержать ребенка, необходимо:
  1. Опираться на сильные стороны личности ребенка.
  2. Не подчеркивать его промахи. 
  3. Показывать, что вы удовлетворены им. 
  4. Демонстрировать любовь и уважение к ребенку. 
  5. Помогать ему делать уроки, разбивать большие задания на меньшие - такие, с которыми он может справиться. 
  6. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием. 
  7. Проводить с ребенком больше времени. 
  8. Внести во взаимоотношения с ним юмор. 
  9. Уметь взаимодействовать с ним. 
  10. Позволить ему решать самому решать проблемы там, где это возможно. 
  11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний. 
  12. Принимать индивидуальность ребенка. 
  13. Проявлять веру в него. 
  14. Демонстрировать оптимизм.
Повышать самооценку учащегося, статус в группе, мотив к обучению слабоуспевающего ученика, дав ему задание, максимально соответствующее его возможностям в период наивысшей продуктивности.
Понижать детскую межличностную и ситуативную тревожность с помощью профилактических мероприятий, посвященных определенной тематике;
Предъявить учебный материал (и проверить его усвоение) в той модальности, которая наилучшим образом соответствует ведущему сенсорному каналу учащегося;
В случае возникновения утомления предложить учащемуся наиболее эффективный способ быстрого восстановления работоспособности во время урока (1-2 мин. разминка пальцев рук, 1-2 вопроса интересного логического характера (способствуют переключению внимания и дальнейшей продуктивности усваивания материала) и т.п.);
С учащимися, имеющими высокий показатель тревожности осуществить психолого-педагогические мероприятия (психологические консультации) и тематические классные часы в виде деловых игр и т.п.

 
 
 
«Правила техники оценочной безопасности».
Участникам раздаются листочки с «Правилами техники оценочной безопасности»:
  1. Не бей лежачего!
  2. Двойка, а для кого-то и тройка - достаточное наказание, не стоит дважды наказывать ребенка за одни и те же ошибки. Не требуйте от родителей наказания, дома ребенок должен получить спокойную помощь.
  3. Выберите из множества недостатков, недочетов, промахов ребенка только тот, который сейчас особенно непереносим, работайте сначала только над ним. 
  4. Например, если скорость чтения не укладывается в нормативы, не требуйте от ребенка одновременно и выразительности, и пересказа, и сочинения.
  5. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать — безлично.
  6. Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его вчерашними неуспехами. 
  7. Не скупитесь на похвалу! Нет такого «двоечника», которого не за что было бы похвалить.

Ставьте перед ребенком достижимые цели, и он их попытается достичь.

 

 
Психологические особенности учебной деятельности пятиклассников

Известно, что возможность успешного продвижения пятиклассников в учебной деятельности зависит от его способности адаптироваться к изменениям условий обучения при переходе из начальной в среднюю школу, в которой обучение становиться предметным.
К специфическим проблемам пятиклассников можно отнести разновозрастный состав классов и неодинаковый уровень подготовки детей, что вызвано разнообразием программ начальной школы, не всегда согласованных со средним звеном.
Ребенку в этот период необходимо научиться гармонично интегрировать свои переживания, нередко противоречивые стили и требования учителей и на их основе формировать целостную самооценку, так как она впервые будет зависеть от мнений многих учителей. В обучении и общении школьников должен произойти переход от ориентации детей на заданный образец к выбору собственных форм действий.
Этот процесс должен регулироваться самооценкой, формируемой в общении, поэтому первостепенное значение начинает приобретать общение со сверстниками, в котором младший подросток активно осваивает нормы, цели и средства социального поведения и вырабатывает критерии оценки себя и других.
Учебная деятельность становиться не только процессом усвоения знаний, но и способом овладения социальной реальностью и формирования мотивационно-потребностной сферы. Потенциал закладывается именно при переходе в среднюю школу, поскольку ребенок впервые сознательно ставит перед собой задачи, пробует свои силы и выбирает стили поведения.

 
Особенности учебной деятельности пятиклассников

К началу обучения в пятом классе наблюдается очень пестрая и неоднородная картина по следующим главным моментам:
  1. место школы и учения в жизни ребенка - от ответственности и исполнительности в учении до почти безразличного отношения к учению и отметкам;
  2. уровень сформированности учебной деятельности - от очень высокого уровня с переходом к самостоятельной работе по усвоению учебного материала до почти полного отсутствия умений самостоятельно работать при выполнении учебных заданий;
  3. общее развитие - от очень высокого уровня осведомленности в самых различных областях до чрезвычайной ограниченности кругозора;
  4. интересы - от четко установившихся в области техники, истории, искусства до почти полного отсутствия познавательных.
Итак, дети, вступающие в подростковый период, сензитивны к возникновению у них познавательных интересов.
Во-первых, у некоторых пятиклассников, вовсе не исключительных по своим способностям такие интересы возникают;
во-вторых, именно в этот период появляется новое отношение к учению, в котором на первое место начинает выдвигаться стремление приобрести глубокие знания. Поэтому, именно в пятом классе организация и содержание учебной работы должны быть направлены на развитие познавательных интересов и формирование навыков учебной деятельности.
Исследования учебной деятельности пятиклассников позволяют сделать вывод о том, что в младшем подростковом возрасте дети сензитивны (более восприимчивы) к переходу учебной деятельности на новый, более высокий уровень, когда для подростка раскрывается смысл учебной деятельности как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому, возникающее новое отношение к учению, к знаниям - одна из важных сторон чувства взрослости, культивируя и развивая которое можно преодолеть возникающие в этот период развития трудности в поведении и воспитании школьников.
 
Родителям проблемного ребенка
  1. Не удивляйтесь поведению ребенка, каким бы оно ни было.
  2. Содействуйте психическому уравновешиванию путем «оправдания» его поведения.
  3. Обеспечьте ребенку свободу выбора, чтобы помочь ему быть самим собой.
  4. Покажите предметный и социальный результат того, что сделано ребенком, чтобы он смог осмыслить происходящее.
  5. Покажите ребенку иной способ поведения как альтернативу самоопределения.
  6. Попытайтесь активизировать сознание ребенка, побуждая его выявить мотивы и объяснить причины случившегося.
  7. Защитите ребенка от внешних оскорблений, чтобы создать условия для реализации им себя на другом уровне культуры.
  8. Придумайте неожиданное индивидуальное решение, нарушающее логику ожидаемого воздействия.
  9. Помните, ваше воздействие должно быть направлено не на исправление поведения, а на развитие способности к саморегуляции, побуждение и поощрение личной ответственности за сделанный выбор.
 
Реакция взрослого на негативное поведение детей
 
  1. Удивление, недоумение, сведение инцидента к юмору, конструктивные слова и фразы.
  2. Необходимо показывать веру в ребенка.
Взрослый в связи с этим должен иметь мужество и желание сделать следующее:
• забыть о прошлых неудачах ребенка, помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей,
• помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Слова поддержки.
- Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.
- У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
- Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему. Слова - разочарования.
- Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
- Ты мог бы сделать это намного лучше.
- Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Конструктивные фразы.
- Давай вместе подумаем: почему у тебя проблемы с русским языком? Тебе неинтересно или ты что-то не понял? Тебе нужна помощь?
- Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?
- Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека и заповедь учащихся школы.
- Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться. Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность Вам. 
 

Дайте ему эту возможность, и тогда Вы тоже не будете одиноки.

 

 
Адаптация к школе
  
ДРУЖЕСКАЯ АТМОСФЕРА
Учитель должен помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Учителю следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений, помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.
Используя игровые психологические методики и психотехнические упражнения, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться. В процессе обучения ребенок постигает науку общения с другими детьми, знакомится с правилами поведения в школе, осознает необходимость следовать определенным нормам взаимоотношений со сверстниками и учителем.
Дети учатся сдерживать свои импульсивные желания, агрессивность или излишнюю активность. В то же время учитель может объяснить им, как можно «выплеснуть» избыток энергии без вреда для окружающих и как отдыхать и полностью восстанавливать силы после учебной деятельности.
 
 
ОБСУЖДАЙТЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ
В первый месяц обучения в школе помимо выполнения специальных упражнений учителю следует не единожды обращаться к обсуждению с первоклассниками следующих вопросов:
· Что изменилось в твоей жизни с момента поступления в школу?
· Что значит быть школьником?
· Зачем нужно учиться?
· Что такое правила и принципы школьной жизни?
· Где в школе находятся: наш класс, столовая, библиотека, туалеты, кабинет врача и т.д.?
· Как себя вести на уроках и на переменах?
· Как готовиться к урокам?
· Как работать с учебниками?
· Каким должно быть мое рабочее место дома?