Психологическая поддержка - это процесс укрепления самооценки ребенка взрослым, который помогает ребенку поверить в себя и свои способности, избежать ошибок, поддерживает ребенка при неудачах.
Чтобы поддержать ребенка, необходимо:
-
Опираться на сильные стороны личности ребенка.
-
Не подчеркивать его промахи.
-
Показывать, что вы удовлетворены им.
-
Демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
-
Помогать ему делать уроки, разбивать большие задания на меньшие - такие, с которыми он может справиться.
-
Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
-
Проводить с ребенком больше времени.
-
Внести во взаимоотношения с ним юмор.
-
Уметь взаимодействовать с ним.
-
Позволить ему решать самому решать проблемы там, где это возможно.
-
Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
-
Принимать индивидуальность ребенка.
-
Проявлять веру в него.
-
Демонстрировать оптимизм.
Повышать самооценку учащегося, статус в группе, мотив к обучению слабоуспевающего ученика, дав ему задание, максимально соответствующее его возможностям в период наивысшей продуктивности.
Понижать детскую межличностную и ситуативную тревожность с помощью профилактических мероприятий, посвященных определенной тематике;
Предъявить учебный материал (и проверить его усвоение) в той модальности, которая наилучшим образом соответствует ведущему сенсорному каналу учащегося;
В случае возникновения утомления предложить учащемуся наиболее эффективный способ быстрого восстановления работоспособности во время урока (1-2 мин. разминка пальцев рук, 1-2 вопроса интересного логического характера (способствуют переключению внимания и дальнейшей продуктивности усваивания материала) и т.п.);
С учащимися, имеющими высокий показатель тревожности осуществить психолого-педагогические мероприятия (психологические консультации) и тематические классные часы в виде деловых игр и т.п.
Понижать детскую межличностную и ситуативную тревожность с помощью профилактических мероприятий, посвященных определенной тематике;
Предъявить учебный материал (и проверить его усвоение) в той модальности, которая наилучшим образом соответствует ведущему сенсорному каналу учащегося;
В случае возникновения утомления предложить учащемуся наиболее эффективный способ быстрого восстановления работоспособности во время урока (1-2 мин. разминка пальцев рук, 1-2 вопроса интересного логического характера (способствуют переключению внимания и дальнейшей продуктивности усваивания материала) и т.п.);
С учащимися, имеющими высокий показатель тревожности осуществить психолого-педагогические мероприятия (психологические консультации) и тематические классные часы в виде деловых игр и т.п.
«Правила техники оценочной безопасности».
Участникам раздаются листочки с «Правилами техники оценочной безопасности»:
-
Не бей лежачего!
-
Двойка, а для кого-то и тройка - достаточное наказание, не стоит дважды наказывать ребенка за одни и те же ошибки. Не требуйте от родителей наказания, дома ребенок должен получить спокойную помощь.
-
Выберите из множества недостатков, недочетов, промахов ребенка только тот, который сейчас особенно непереносим, работайте сначала только над ним.
-
Например, если скорость чтения не укладывается в нормативы, не требуйте от ребенка одновременно и выразительности, и пересказа, и сочинения.
-
Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать — безлично.
-
Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его вчерашними неуспехами.
-
Не скупитесь на похвалу! Нет такого «двоечника», которого не за что было бы похвалить.
Ставьте перед ребенком достижимые цели, и он их попытается достичь.
Психологические особенности учебной деятельности пятиклассников
Известно, что возможность успешного продвижения пятиклассников в учебной деятельности зависит от его способности адаптироваться к изменениям условий обучения при переходе из начальной в среднюю школу, в которой обучение становиться предметным.
К специфическим проблемам пятиклассников можно отнести разновозрастный состав классов и неодинаковый уровень подготовки детей, что вызвано разнообразием программ начальной школы, не всегда согласованных со средним звеном.
Ребенку в этот период необходимо научиться гармонично интегрировать свои переживания, нередко противоречивые стили и требования учителей и на их основе формировать целостную самооценку, так как она впервые будет зависеть от мнений многих учителей. В обучении и общении школьников должен произойти переход от ориентации детей на заданный образец к выбору собственных форм действий.
Этот процесс должен регулироваться самооценкой, формируемой в общении, поэтому первостепенное значение начинает приобретать общение со сверстниками, в котором младший подросток активно осваивает нормы, цели и средства социального поведения и вырабатывает критерии оценки себя и других.
Учебная деятельность становиться не только процессом усвоения знаний, но и способом овладения социальной реальностью и формирования мотивационно-потребностной сферы. Потенциал закладывается именно при переходе в среднюю школу, поскольку ребенок впервые сознательно ставит перед собой задачи, пробует свои силы и выбирает стили поведения.
Известно, что возможность успешного продвижения пятиклассников в учебной деятельности зависит от его способности адаптироваться к изменениям условий обучения при переходе из начальной в среднюю школу, в которой обучение становиться предметным.
К специфическим проблемам пятиклассников можно отнести разновозрастный состав классов и неодинаковый уровень подготовки детей, что вызвано разнообразием программ начальной школы, не всегда согласованных со средним звеном.
Ребенку в этот период необходимо научиться гармонично интегрировать свои переживания, нередко противоречивые стили и требования учителей и на их основе формировать целостную самооценку, так как она впервые будет зависеть от мнений многих учителей. В обучении и общении школьников должен произойти переход от ориентации детей на заданный образец к выбору собственных форм действий.
Этот процесс должен регулироваться самооценкой, формируемой в общении, поэтому первостепенное значение начинает приобретать общение со сверстниками, в котором младший подросток активно осваивает нормы, цели и средства социального поведения и вырабатывает критерии оценки себя и других.
Учебная деятельность становиться не только процессом усвоения знаний, но и способом овладения социальной реальностью и формирования мотивационно-потребностной сферы. Потенциал закладывается именно при переходе в среднюю школу, поскольку ребенок впервые сознательно ставит перед собой задачи, пробует свои силы и выбирает стили поведения.
Особенности учебной деятельности пятиклассников
К началу обучения в пятом классе наблюдается очень пестрая и неоднородная картина по следующим главным моментам:
-
место школы и учения в жизни ребенка - от ответственности и исполнительности в учении до почти безразличного отношения к учению и отметкам;
-
уровень сформированности учебной деятельности - от очень высокого уровня с переходом к самостоятельной работе по усвоению учебного материала до почти полного отсутствия умений самостоятельно работать при выполнении учебных заданий;
-
общее развитие - от очень высокого уровня осведомленности в самых различных областях до чрезвычайной ограниченности кругозора;
-
интересы - от четко установившихся в области техники, истории, искусства до почти полного отсутствия познавательных.
Итак, дети, вступающие в подростковый период, сензитивны к возникновению у них познавательных интересов.
Во-первых, у некоторых пятиклассников, вовсе не исключительных по своим способностям такие интересы возникают;
во-вторых, именно в этот период появляется новое отношение к учению, в котором на первое место начинает выдвигаться стремление приобрести глубокие знания. Поэтому, именно в пятом классе организация и содержание учебной работы должны быть направлены на развитие познавательных интересов и формирование навыков учебной деятельности.
Исследования учебной деятельности пятиклассников позволяют сделать вывод о том, что в младшем подростковом возрасте дети сензитивны (более восприимчивы) к переходу учебной деятельности на новый, более высокий уровень, когда для подростка раскрывается смысл учебной деятельности как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому, возникающее новое отношение к учению, к знаниям - одна из важных сторон чувства взрослости, культивируя и развивая которое можно преодолеть возникающие в этот период развития трудности в поведении и воспитании школьников.
Исследования учебной деятельности пятиклассников позволяют сделать вывод о том, что в младшем подростковом возрасте дети сензитивны (более восприимчивы) к переходу учебной деятельности на новый, более высокий уровень, когда для подростка раскрывается смысл учебной деятельности как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому, возникающее новое отношение к учению, к знаниям - одна из важных сторон чувства взрослости, культивируя и развивая которое можно преодолеть возникающие в этот период развития трудности в поведении и воспитании школьников.
Родителям проблемного ребенка
-
Не удивляйтесь поведению ребенка, каким бы оно ни было.
-
Содействуйте психическому уравновешиванию путем «оправдания» его поведения.
-
Обеспечьте ребенку свободу выбора, чтобы помочь ему быть самим собой.
-
Покажите предметный и социальный результат того, что сделано ребенком, чтобы он смог осмыслить происходящее.
-
Покажите ребенку иной способ поведения как альтернативу самоопределения.
-
Попытайтесь активизировать сознание ребенка, побуждая его выявить мотивы и объяснить причины случившегося.
-
Защитите ребенка от внешних оскорблений, чтобы создать условия для реализации им себя на другом уровне культуры.
-
Придумайте неожиданное индивидуальное решение, нарушающее логику ожидаемого воздействия.
-
Помните, ваше воздействие должно быть направлено не на исправление поведения, а на развитие способности к саморегуляции, побуждение и поощрение личной ответственности за сделанный выбор.
Реакция взрослого на негативное поведение детей
-
Удивление, недоумение, сведение инцидента к юмору, конструктивные слова и фразы.
-
Необходимо показывать веру в ребенка.
Взрослый в связи с этим должен иметь мужество и желание сделать следующее:
• забыть о прошлых неудачах ребенка, помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей,
• помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Слова поддержки.
- Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.
- У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
- Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему. Слова - разочарования.
- Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
- Ты мог бы сделать это намного лучше.
- Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Конструктивные фразы.
- Давай вместе подумаем: почему у тебя проблемы с русским языком? Тебе неинтересно или ты что-то не понял? Тебе нужна помощь?
- Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?
- Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека и заповедь учащихся школы.
- Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться. Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность Вам.
• забыть о прошлых неудачах ребенка, помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей,
• помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Слова поддержки.
- Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.
- У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
- Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему. Слова - разочарования.
- Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
- Ты мог бы сделать это намного лучше.
- Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Конструктивные фразы.
- Давай вместе подумаем: почему у тебя проблемы с русским языком? Тебе неинтересно или ты что-то не понял? Тебе нужна помощь?
- Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?
- Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека и заповедь учащихся школы.
- Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться. Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность Вам.
Дайте ему эту возможность, и тогда Вы тоже не будете одиноки.
Адаптация к школе
ДРУЖЕСКАЯ АТМОСФЕРА
Учитель должен помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками. Учителю следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений, помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.
Используя игровые психологические методики и психотехнические упражнения, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться. В процессе обучения ребенок постигает науку общения с другими детьми, знакомится с правилами поведения в школе, осознает необходимость следовать определенным нормам взаимоотношений со сверстниками и учителем.
Дети учатся сдерживать свои импульсивные желания, агрессивность или излишнюю активность. В то же время учитель может объяснить им, как можно «выплеснуть» избыток энергии без вреда для окружающих и как отдыхать и полностью восстанавливать силы после учебной деятельности.
ОБСУЖДАЙТЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ
В первый месяц обучения в школе помимо выполнения специальных упражнений учителю следует не единожды обращаться к обсуждению с первоклассниками следующих вопросов: · Что изменилось в твоей жизни с момента поступления в школу?
· Что значит быть школьником?
· Зачем нужно учиться?
· Что такое правила и принципы школьной жизни?
· Где в школе находятся: наш класс, столовая, библиотека, туалеты, кабинет врача и т.д.?
· Как себя вести на уроках и на переменах?
· Как готовиться к урокам?
· Как работать с учебниками?
· Каким должно быть мое рабочее место дома?