КГБОУ "Большемуртинская общеобразовательная школа- интернат"
1) Демократизация и гуманизация отношений участников образовательного процесса:
- создание современной демократической структуры управления школой;
- отработка оптимальных технологий демократизации процесса формирования руководящих кадров школы и всех ее подразделений;
- поиск и внедрение управленческих технологий, обеспечивающих гласность работы школы;
- поиск, апробация путей демократизации основных управленческих функций анализа, планирования, организации исполнения, внутришкольного контроля и учета, мониторинга и перспектив развития школы;
- сочетание управления, соуправления, самоуправления;
- функционирование Совета школы как действенного звена в процессе управления;
- информатизация образовательного и управленческого процессов;
- создание условий для повышения педагогического мастерства и переподготовки специалистов.
2) Комплексная диагностика и коррекция отклонений в развитии воспитанников:
- углубленное комплексное изучение психофизического развития каждого ребенка;
- функционирование школьного психолого-медико-педагогического консилиума по направлениям:
- диагностико-коррекционное;
- консультативное;
- просветительско-пропагандистское.
3) Природосообразность как основа педагогического воздействия:
Здоровье сохраняющие технологии обучения:
- организованное внесение общей двигательной активности во время уроков (способ "динамизации" рабочей позы с помощью настольных конторок (В.Ф. Базарный, Л.П. Уфимцева и др.);
- мобилизация зрительно-пространственной активности (использование зрительных тренажеров);
- преодоление сенсомоторных зрительно-двигательных затруднений (методические приемы, основанные на разработках Е.Н. Потаповой: штриховка; ощупывание букв из наждачной бумаги; письмо мокрым пальцем по линолеуму; письмо по вкладышам; упражнения в виде росчерков, петель, соединений);
- пространственно-поисковая передача зрительной информации (использование подвижного дидактического материала и специального дидактического пособия "Экологический букварь" (Базарный В.Ф., Уфимцева Л.П.).
Физкультурно-оздоровительная работа
- обязательная форма (коррекционная физкультура, ритмика, лечебная физкультура);
- бытовая форма (физзарядка, спортивные часы, подвижные игры на воздухе и прочее);
- дополнительная форма (где наиболее распространенными являются внеурочные занятия по рекомендациям А.А. Дмитриева.
Охранительный лечебно-педагогический режим:
- приведение условий обучения и режима учебного труда в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями;
- правильная организация урока учителем с учетом психофизических возможностей и показателей здоровья детей; создание положительного эмоционального фона;
- проведение различных физминуток для предупреждения утомления и пр.;
- лечебно-профилактические мероприятия (физиолечение, массаж, фитотерапия, игровые занятия и др.);
- организация трудового летнего отдыха.
4) Формирование социального потенциала личности воспитанников:
- включение воспитанников в совместную продуктивную деятельность;
- расширение круга общения за счет вхождения во внешнюю социокультурную среду;
- формирование «образа Я» как активного субъекта деятельности;
- формирование социально значимых навыков личности;
- трудовая подготовка, профориентация, обеспечение организации трудового обучения по профилям (столярное, слесарной, швейное, с/х труд, обувное);
- использование программ («Помоги себе сам» (Венсловене Н.И., Уфимцева Л.П., Иванова Л.М., Дюкова А.А.) содействует приобретению знаний и навыков по личной гигиене, оказанию первой медицинской помощи, что расширяет круг дальнейших профессиональных возможностей учащихся; программа «Рабочий подворья» (Трубачева А.П., Уфимцева Л.П., Семенайт Н.А., Венсловене Н.И., Иванова Л.М.) предусматривает вооружение учащихся доступными основами агротехнических, экономических знаний, обучение навыкам выполнения подсобных работ, а также других видов работ, необходимых на подворье; программа «Аранжировка цветов и флористика» (Титенко Н.И.) способствует освоению учащимися технической стороны мастерства флородизайна).
5) Социально-психологическая защита детства:
- функционирование «Совета профилактики»;
- функционирование службы социально-психологической защиты детства, по следующим направлениям деятельности:
Диагностико - прогностическая работа
- Изучение личностных особенностей, интересов воспитанника.
- Изучение социального профиля семьи ребенка, материальных и жилищных условий.
- Составление карты социального обследования и социального паспорта школы.
Правовое направление работы
- Оформление юридического статуса ребенка.
- Правовое просвещение воспитанников, педагогов, родителей.
- Представительство интересов воспитанников от имени школы в судебно- правовых органах.
Профилактическая работа
- Предотвращение и улаживание конфликтных ситуаций.
- Предупреждение социальной изолированности детей.
- Профилактика правонарушений.
- Формирование у детей социально значимых межполовых отношений.
Коррекционно-образовательная и социокультурная работа
- Обеспечение помощи учащимся в реализации потенциальных возможностей в усвоении ими знаний и умений.
- Индивидуальная педагогическая коррекция в составе ПМПК, консультирование педагогов.
- Разработка индивидуальных коррекционных программ ребенка.
- Влияние на содержание активных норм досуга и трудовой деятельности вне учебного процесса.
Функционально - организационное направление работы
- Выполнение посреднических функций между учащимися и администрацией, педагогами, социальными службами и государственными учреждениями вне школы;
- Профориентация, адресная трудовая подготовка, трудоустройство воспитанников.
- Катамнестические наблюдения за выпускниками.
Постинтернатное сопровождение выпускников
- Помощь в ситуациях с трудоустройством.
- Выбор профессии, в случае необходимости - профессиональная переориентация и переподготовка.
- Решение проблем психо-эмоционального плана.
- Помощь в решении социально-бытовых и жилищных проблем.
Принципы обеспечения устойчивого динамичного развития образовательной среды КГСОУ «Большемуртинская специальная (коррекционная) общеобразовательной школа-интернат VIII вида» в новых социально-экономических условиях:
- гуманизация образования;
- системность всех компонентов;
- коррекционно-развивающий характер обучения;
- комплексность мероприятий;
- индивидуальный и дифференцированный подход; •
- учёт закономерностей развития ребенка;
- вариативность содержания и методов.